Стропы

«Ну, наконец-то! Сейчас мы зацепим трос и быстренько вытащим машину», – примерно так думает водитель застрявшего автомобиля, когда к нему на выручку подъезжает коллега. А вот дальше события порой развиваются совершенно непредсказуемым образом. Например, может порваться трос, погнуться его крючья, сломаться буксирная проушина, отвалиться бампер, лопнуть кузов или треснуть рама… а пленник как был в объятьях липкой грязи так в них и останется. А все почему? Потому что безопасное, быстрое и эффективное извлечение плотно засевшего внедорожника другим автомобилем – это целая наука, граничащая с искусством. Здесь есть свои правила, приемы и маленькие хитрости.
 

Для чего нужна динамическая (рывковая) стропа

 
   Проще всего вытаскивать легкую машину более тяжелой, стоящей на сухой шершавой поверхности. Тогда при наличии троса достаточной прочности остается лишь аккуратно и плавно потянуть. Но такие идеальные лабораторные условия бывают крайне редко. Куда чаще оказывается, что для плавного вытягивания пленника тягачу не хватает сцепления с грунтом, или массы, или того и другого вместе. Требуется волшебный импульс. А проще говоря – рывок. И вот тут-то происходит все самое зрелищное.
   
Основная часть успеха при таком способе извлечения зависит от троса. Именно он передает энергию автомобиля-тягача застрявшей машине. От нюансов того, как трос это делает, зависит успех всей спасательной операции. Правильный трос позволяет казалось бы невозможное: извлекать тяжелую напрочь увязшую «недвижимость» машиной чуть не в половину меньшей массы. Мы бы и сами этому не поверили, если бы не приходилось периодически заниматься подобным, когда остальные более логичные варианты исчерпаны без всякого результата. Так, к примеру, однажды выяснилось, что обычный командирский УАЗик одним рывком способен вытащить в скользкий подъем из весенней горной речки заклинивший между камней и бревен перегруженный экспедиционный Land Cruiser 80! Вот только трос для этого подойдет не любой, а специальный динамический.
 

Как работает динамическая стропа

 
   Большинство «веревок» из магазинов запчастей, даже если и соответствуют заявленной предельной нагрузке, предназначены только для буксировки по хорошим дорогам. Они не рассчитаны на сильные рывковые нагрузки и уж тем более не способны трансформировать энергию такого рывка. Динамический трос отличается от всех остальных тем, что по принципу своей работы подобен луку: он натягивается разгоняющимся тягачом – и, набрав его энергию, «выстреливает» застрявшую машину из плена. В этом-то и скрыт главный секрет. Благодаря способности аккумулировать кинетическую энергию, динамический трос способен компенсировать недостаток массы тягача скоростью его разгона. При этом трос эффективно амортизирует неизбежно случающийся в такой ситуации резкий рывок и растягивает приложение силы во времени. Тем самым снижается вероятность оторвать буксирные приспособления или повредить силовую структуру шасси участвующих в эвакуации автомобилей, чего совсем не гарантируют обычные жесткие, а тем более, металлические канаты.
 

Критерии выбора рывковой стропы

 
   Сейчас на рынке такелажного и внедорожного оборудования представлено большое число марок, предлагающих различные неметаллические канаты и стропы, однако по результатам натурных испытаний динамическими тросами среди них можно признать продукцию трех брендов: ARB (Австралия), ProComp (США) и T-MAX (Китай). Все они выполнены в виде плоской нейлоновой стропы и работают по одному и тому же принципу. При этом каждая марка представляет несколько строп различной длины и предельной прочности. Благодаря свойствам материала и особенностям плетения нитей динамический трос способен под нагрузкой упруго удлиняться до определенного предела, а затем, набрав заряд энергии, сжиматься, увеличивая тягу выдергивающего автомобиля.
   Максимальное растяжение каждой конкретной модели троса в зависимости от производителя и заявленной прочности может различаться, но в среднем лежит в районе 20%. Этого вполне достаточно для правильной работы стропы. Есть только вот какой нюанс: степень удлинения троса зависит от величины силы, развиваемой тягачом. Это значит, что на практике эффективность рывка будет зависеть от правильного соответствия стропы массе буксировщика. Именно буксировщика, а не буксируемого, так как именно он создает энергию, аккумулируемую тросом. Легкий тягач будет просто не способен достаточно растянуть чересчур прочный трос и воспользоваться его возможностями на сто процентов. С другой стороны, слишком тяжелый и мощный тягач порвет недостаточно прочную ленту. Опытным путём было установлено, что оптимальная прочность рывкового троса составляет 2-3 полных массы тягача. Поэтому выбирать стропу для каждого конкретного автомобиля следует исходя из этих цифр.
   Впрочем, в ассортименте особенно не запутаешься. Тут все четко и логично. Линейка строп каждого производителя состоит из трех автомобильных моделей: тросы ARB и T-MAX рассчитаны на 8, 11 и 15 тонн, а ProComp на 9, 14 и 18 тонн. Все они выпускаются стандартной длины – по девять метров. Также у ProComp и T-MAX есть пятиметровые компактные стропы для легких багги, ATV и снегоходов на 4,6 и 4,5 тонн соответственно. В общем, теперь посчитать, какая из строп лучше подойдет по нагрузке для вашего автомобиля уже совсем не сложно. Осталось выбрать фирму.

 

В категории нет товаров
Яндекс цитирования Rambler's Top100 4x4info - Мир полного привода