Веревочка-выручалочка, или обзор и правила выбора динамических тросов

   «Ну, наконец-то! Сейчас мы зацепим трос и быстренько вытащим машину», – примерно так думает водитель застрявшего автомобиля, когда к нему на выручку подъезжает коллега. А вот дальше события порой развиваются совершенно непредсказуемым образом. Например, может порваться трос, погнуться его крючья, сломаться буксирная проушина, отвалиться бампер, лопнуть кузов или треснуть рама… а пленник как был в объятьях липкой грязи так в них и останется. А все почему? Потому что безопасное, быстрое и эффективное извлечение плотно засевшего внедорожника другим автомобилем – это целая наука, граничащая с искусством. Здесь есть свои правила, приемы и маленькие хитрости.
 

Для чего нужна динамическая (рывковая) стропа

 
   Проще всего вытаскивать легкую машину более тяжелой, стоящей на сухой шершавой поверхности. Тогда при наличии троса достаточной прочности остается лишь аккуратно и плавно потянуть. Но такие идеальные лабораторные условия бывают крайне редко. Куда чаще оказывается, что для плавного вытягивания пленника тягачу не хватает сцепления с грунтом, или массы, или того и другого вместе. Требуется волшебный импульс. А проще говоря – рывок. И вот тут-то происходит все самое зрелищное.
   
Основная часть успеха при таком способе извлечения зависит от троса. Именно он передает энергию автомобиля-тягача застрявшей машине. От нюансов того, как трос это делает, зависит успех всей спасательной операции. Правильный трос позволяет казалось бы невозможное: извлекать тяжелую напрочь увязшую «недвижимость» машиной чуть не в половину меньшей массы. Мы бы и сами этому не поверили, если бы не приходилось периодически заниматься подобным, когда остальные более логичные варианты исчерпаны без всякого результата. Так, к примеру, однажды выяснилось, что обычный командирский УАЗик одним рывком способен вытащить в скользкий подъем из весенней горной речки заклинивший между камней и бревен перегруженный экспедиционный Land Cruiser 80! Вот только трос для этого подойдет не любой, а специальный динамический.
 

Как работает динамическая стропа

 
   Большинство «веревок» из магазинов запчастей, даже если и соответствуют заявленной предельной нагрузке, предназначены только для буксировки по хорошим дорогам. Они не рассчитаны на сильные рывковые нагрузки и уж тем более не способны трансформировать энергию такого рывка. Динамический трос отличается от всех остальных тем, что по принципу своей работы подобен луку: он натягивается разгоняющимся тягачом – и, набрав его энергию, «выстреливает» застрявшую машину из плена. В этом-то и скрыт главный секрет. Благодаря способности аккумулировать кинетическую энергию, динамический трос способен компенсировать недостаток массы тягача скоростью его разгона. При этом трос эффективно амортизирует неизбежно случающийся в такой ситуации резкий рывок и растягивает приложение силы во времени. Тем самым снижается вероятность оторвать буксирные приспособления или повредить силовую структуру шасси участвующих в эвакуации автомобилей, чего совсем не гарантируют обычные жесткие, а тем более, металлические канаты.
 

Критерии выбора рывковой стропы

 
   Сейчас на рынке такелажного и внедорожного оборудования представлено большое число марок, предлагающих различные неметаллические канаты и стропы, однако по результатам натурных испытаний динамическими тросами среди них можно признать продукцию трех брендов: ARB (Австралия), ProComp (США) и T-MAX (Китай). Все они выполнены в виде плоской нейлоновой стропы и работают по одному и тому же принципу. При этом каждая марка представляет несколько строп различной длины и предельной прочности. Благодаря свойствам материала и особенностям плетения нитей динамический трос способен под нагрузкой упруго удлиняться до определенного предела, а затем, набрав заряд энергии, сжиматься, увеличивая тягу выдергивающего автомобиля.
   Максимальное растяжение каждой конкретной модели троса в зависимости от производителя и заявленной прочности может различаться, но в среднем лежит в районе 20%. Этого вполне достаточно для правильной работы стропы. Есть только вот какой нюанс: степень удлинения троса зависит от величины силы, развиваемой тягачом. Это значит, что на практике эффективность рывка будет зависеть от правильного соответствия стропы массе буксировщика. Именно буксировщика, а не буксируемого, так как именно он создает энергию, аккумулируемую тросом. Легкий тягач будет просто не способен достаточно растянуть чересчур прочный трос и воспользоваться его возможностями на сто процентов. С другой стороны, слишком тяжелый и мощный тягач порвет недостаточно прочную ленту. Опытным путём было установлено, что оптимальная прочность рывкового троса составляет 2-3 полных массы тягача. Поэтому выбирать стропу для каждого конкретного автомобиля следует исходя из этих цифр.
   Впрочем, в ассортименте особенно не запутаешься. Тут все четко и логично. Линейка строп каждого производителя состоит из трех автомобильных моделей: тросы ARB и T-MAX рассчитаны на 8, 11 и 15 тонн, а ProComp на 9, 14 и 18 тонн. Все они выпускаются стандартной длины – по девять метров. Также у ProComp и T-MAX есть пятиметровые компактные стропы для легких багги, ATV и снегоходов на 4,6 и 4,5 тонн соответственно. В общем, теперь посчитать, какая из строп лучше подойдет по нагрузке для вашего автомобиля уже совсем не сложно. Осталось выбрать фирму.
 
По маркам:
 
   ARB – самый давний игрок на российском рынке внедорожных аксессуаров. Марка зарекомендовала себя стабильным качеством, продуманностью в мелочах и новаторством в разработке офф-роудного оборудования. Динамические стропы марки ARB долгое время были единственными на российском рынке. Отсюда не удивительно, что в линейке производителей тросов австралийцы самые дорогие. Они традиционно держат планку цены и качества на высоком уровне.
Рывковый трос ARB
Трос ARB 8т.
Рывковый трос ARB
Трос ARB 11т.
Рывковый трос ARB
Трос ARB 15т.
   ProComp - вышел на рынок с некоторым опозданием, но благодаря несколько меньшей цене при очень достойном и стабильном качестве, а также высоких рабочих способностях, тоже быстро и прочно завоевал свою покупательскую аудиторию. Некоторое время по соотношению цены и качества эта марка уверенно лидировала среди немногочисленного ассортимента рывковых строп.
Рывковый трос ProComp 4.6 т. для квадроциклов
Трос ProComp 4.6 т.
Рывковый трос ProComp 9т
Трос ProComp 9т
Рывковый трос ProComp 14т
Трос ProComp 14т.
ProComp43000_1_.jpg
Трос ProComp 18т.
   T-MAX - выпустил свою линейку динамических тросов совсем недавно и сразу же занял наиболее бюджетную ценовую нишу, тем самым слегка подвинув всех остальных. Впрочем это ничуть не умаляет достоинств марки и качества ее продукции. Так, специально для производства этих строп с заданными рабочими свойствами, компания закупила европейское оборудование и технологии. С учетом того, что часть буксирных строп, выпускавшихся T-MAX до этого, успешно работала в качестве динамических, специально созданные тросы будут выполнять свою работу еще стабильнее и качественнее.
Рывковый трос T-MAX
Трос T-MAX 4.5 т.
Рывковый трос T-MAX
Трос T-MAX 8 т.
Рывковый трос T-MAX
Трос T-MAX 10.9 т.
Рывковый трос T-MAX
Трос T-MAX 15 т.
 
Особенности ухода.
 
   Несмотря всю свою высокотехнологичность, нейлоновые стропы относятся к вещам простым в устройстве и неприхотливым в уходе. Как показывает опыт их эксплуатации в самых разных климатических зонах нашей страны, они не теряют своих рабочих свойств ни в летнее калмыцкое пекло, ни в лютые якутские морозы. Нежелательно разве что оставлять их на морозе намокшими, иначе промерзший трос теряет эластичность, а кристаллы льда, внедрившись между волокон, начинают их рвать. Кстати, точно так же, подобно абразиву, работают песчинки и частицы глины, попавшие в структуру троса в теплое время года. Поэтому динамическую стропу желательно время от времени стирать. Лучше руками в большой емкости – бочке или ванне, потому что стиральная машинка может сама забиться тем, что вымоет из динамической стропы.
   Также как и для остальных пластиков, для нейлоновых строп вреден ультрафиолет. Нет, ничего страшного от использования в яркий солнечный день стропе не случится – слишком коротка экспозиция, а вот хранить на открытом месте, постоянно подвергая трос солнечному излучению (например, намотав на верхний багажник) не желательно. От этого у него на несколько процентов в год теряется прочность и эластичность.
 
Что еще?
 
   Все профессиональные внедорожные тросы, и динамические в том числе, выпускаются с замкнутыми петлями на концах. А потому для их использования в большинстве случаев необходимышаклы – завинчивающиеся стальные скобы, помогающие закрепить трос на буксировочных устройствах автомобиля. Также по технике безопасности желательно выполнять всю грязную работу с такелажным оборудованием в перчатках. Поэтому, чтобы не искать подолгу в недрах багажника все отдельные компоненты, необходимые для вытаскивания автомобиля, имеет смысл держать все это под рукой в одном общем чехле.
 
Перейти в раздел динамические стропы
Яндекс цитирования Rambler's Top100 4x4info - Мир полного привода